Языки программирования

Создание графического калькулятора

В статье «Делаем консольный калькулятор.» мы создавали небольшой калькулятор, который работает в консоли. В этой статье пришло время научиться создавать графический калькулятор на языке C# с помощью Windows Forms.

Сам по себе калькулятор довольно прост, но если вы совсем новичок в создании подобных приложений, тогда будет посложнее. Разработку калькулятора начнем с разработки формы (Windows Forms) приложения. Запускаем Visual Studio и создаем проект:
Интерфейс созданного проекта должен выглядеть так:
На интерфейсе мы видим: слева панель элементов для нашей формы, справа обозреватель решений и свойства выбранной формы/элемента и по середине виден сам конструктор с формой (по умолчанию он имеет имя «Form1»).

На форму нужно поместить кнопки, текстовое поле, а также надпись. Надпись нужна, чтобы пользователь видел первый операнд. Когда введет нужную цифру, нажмет кнопку, например «+», надпись будет содержать введенное значение.

Все нужные элементы можно найти слева в панели элементов. Чтобы найти текстовое поле просто введите в поиске «textBox» и с помощью мышки перенесите его на свою форму. Для добавления кнопок просто введите в поиске «Button» и перенесите нужное количество кнопок на свою форму. Также добавьте на «ListBox» один пустой «Label»:
Изменять свойства формы можно с помощью окна «Свойства» справа внизу. Для этого нажмите на нужную форму, например «Button1» и поменяйте ему свойство «text» на «С»:
Добавьте все нужные кнопки. Измените свойство «Font» для элементов TextBox и Label. Цвет кнопок и имя программы меняйте на свое усмотрение.
С помощью «MultiLine» измените ширину элемента TextBox:
В итоге у нас получилось 19 кнопок Button, 1 TextBox и ещё 1 пустой Label:
Теперь посмотрим, как работает калькулятор. Мы используем четыре члена класса. Напишем их в самое начало программы:
    float a, b;
    int oper;
    bool znak = true;
Первые два — это наши операнды, a и b. Третий — это выбранный пользователем оператор. Четвертый — признак знака. Запрограммируем обработчик кнопки «+/-«, изменяющий знак числа. Для этого в форме нажмите на нужную кнопку два раза. Visual Studio переведет вас в нужную секцию кода:
        private void button3_Click(object sender, EventArgs e)
        {

        }
В фигурных скобках пишем код:
            if (znak == true)
            {
                textBox1.Text = "-" + textBox1.Text;
                znak = false;
            }
            else if (znak==false)
            {
                textBox1.Text = textBox1.Text.Replace("-", "");
                znak = true;
            }
Если znak=true, мы меняем знак операнда в textBox1, а если false, то знак числа удаляется из текстового поля.

Для каждой цифровой кнопки обработчик будет следующий:
// Обработчик цифровой кнопки "0"

textBox1.Text = textBox1.Text + 0;
На основе этого кода повесьте на цифровые кнопки от 0 до 9 обработчик событий. Нажмите на нужную цифровую кнопку и впишите код.

Обработчик кнопки операторов «+, -, *, /». Нажмите на нужную кнопку с оператором и впишите код.
            // Обработчик оператора "+"

            a = float.Parse(textBox1.Text);
            textBox1.Clear();
            oper = 1;
            label1.Text = a.ToString() + "+";
            znak = true;
В данном коде мы в переменную «a» записываем значение из текстового поля, попутно преобразовав его в float посредством вызова метода float.Parse(). Далее мы очищаем текстовое поле, чтобы можно было вводить второй операнд. oper = 1 означает присвоение номера оператора (для + — это 1 и так далее по увеличению). Далее заносим в надпись информацию об операнде и операторе.

Обработчик кнопки «,» добавляет запятую в текстовое поле:
textBox1.Text = textBox1.Text + ",";
Далее нам понадобится создать функцию, которая будет применять нужные нам математические операции к числам. Назовём её calculate. Но перед этим мы кликнем дважды на кнопку «=» на форме и в коде к ней мы запишем:
// вызов функции
calculate();
label1.Text = "";
При нажатии пользователем на кнопку «=» выполнится функция подсчёта calculate, и, заодно, очистится Label, так как результат мы в будущем коде выведем в TextBox.

Функция calculate:
        private void calculate()
        {
            switch (oper)
            {
                case 1:
                    b = a + float.Parse(textBox1.Text);
                    textBox1.Text = b.ToString();
                    break;
                case 2:
                    b = a - float.Parse(textBox1.Text);
                    textBox1.Text = b.ToString();
                    break;
                case 3:
                    b = a * float.Parse(textBox1.Text);
                    textBox1.Text = b.ToString();
                    break;
                case 4:

                    if (float.Parse(textBox1.Text) == 0)
                    { textBox1.Text = "Делить на 0 нельзя!"; }
                    else
                    {
                        b = a / float.Parse(textBox1.Text);
                        textBox1.Text = b.ToString();
                    }
                    break;
                default:
                    break;
            }

        }
Здесь мы используем конструкцию switch-case. Нам осталось обработать две кнопки:

Обработчик кнопки «С». Данная кнопка будет очищать все записи из TextBox’a и Label’a. Код кнопки:
textBox1.Text = "";
label1.Text = "";
Кнопка «<–" будет удалять последнюю цифру записанного в TextBox’e числа. Код кнопки:
            int lenght = textBox1.Text.Length - 1;
            string text = textBox1.Text;
            textBox1.Clear();
            for (int i = 0; i < lenght; i++)
            {
                textBox1.Text = textBox1.Text + text[i];
            }
Мы вводим новую переменную lenght целочисленного типа и записываем в неё количество символов в TextBox’e минус один символ.

Также мы вводим новую переменную text, в которую полностью заносим текст из TextBox’а. Затем мы очищаем TextBox и вводим цикл for, через который записываем в TextBox строку text, но уже на символ короче.

Теперь наш графический калькулятор готов к работе. Скомпилируйте программу, нажав на «Пуск». Если все заработало и калькулятор делает вычисления, тогда вы все правильно сделали и теперь можете пользоваться свомим личным графическим калькулятором.
Самоучитель по C#